Про Линукс. Простым языком

13.02.2007

О “деле Поносова” и “Linux в школах”

Filed under: Новости,О свободе — CONDOR @ 20:25

Дело директора школы из Пермской губернии уже обросло всевозможными инсинуациями и прочей ерундой, а между тем это классический «казус прокуратуры»: «есть статья, а человек найдётся»: вот и нашёлся г-н Поносов. Дело в том, что прокуратура в действительности «обратилась не по адресу»: на самом деле ответственность должен нести тот, кто устанавливал и продавал это оборудование с нелегитимной установкой, но этот сотрудник компьютерной фирмы всего лишь оштрафован своими работодателями и уволен с работы: этот человек не является кандидатом на судебное преследование и может считать, что легко отделался от постсоветской прокуратуры. Поразительно то, что на фоне «дела Поносова» заговорили о Linux: полагаю, что эти разговоры ни какого отношения к «делу Поносова» не имеют, потому что решение проблемы лежит не в сфере смены операционной системы в школах, а в юридической плоскости с которой подавляющие большинство из нас в действительности не знакомо.

Дело в том, что простой переход на решения на базе дистрибутивов Linux проблему «дела Поносова» не решает, ибо эта проблема находится в морально-юридической плоскости, а не в технической сфере. Дело в том, что в данном конкретном деле прокуратура демонстрирует, что она работает и ей не важно, что будет дальше: на мой взгляд это попытка создания прецедента, хотя законодательство РФ и не использует подобного подхода, но здесь ведь важно отрапортовать! :) Таким образом, мы можем говорить о действии старой «галочной системы», которая известна на Руси с «незапамятных времён» и, как правило, нацелена на создание видимости дела, а не самого дела. И в этой связи весьма важно отметить тот факт, что в «деле Поносова» Microsoft не является инициатором преследования г-н Поносова: это исключительно инициатива региональной прокуратуры, что свидетельствует о их стремлении продемонстрировать вышестоящему начальству, как они трудятся: а между тем, тот кто произвёл незаконную установку и продал её НИЧЕГО не грозит. Впрочем, кто знает, что на уме у прокуратуры! :)

И вот здесь есть смысл поговорить о свободе. Дело в том, что «свобода» понятие в нашей стране весьма растяжимое и часто приравнивается к халяве, а между тем «свобода» и «халява» – это две совершенно разные концепции и в действительности они взаимоисключающие. Однако, в России эти концепции давно стали синонимами, что практически наносит огромный вред реальной свободе. Вот смотрите: некто совершил преступление посредством установки с одного диска на ряд машин операционной системы от «дяди Гейтса» и продал всё это дело тем, кто об этом «ни сном, не духом». А итог этого пока таков, что невиновный под судом, а виновный просто ищет новое место работы: вот это настоящее нарушение свободы, свободы личности, свободы выбора поставщика оборудования: в общем, это целый комплекс проблем, которые просто ждут своего рассмотрения и решения.

Тем не менее, подавляющие большинство школьных преподавателей полагает, что ситуация не изменится и им по прежнему будут поставлять оборудование с предустановленными Окнами по принципу «один диск – сто установок с него». При этом немалое число преподавателей полагает, что в действительности «дело Поносова» ни как на это дело не повлияет и всё останется на своих местах. Текущая активность прокуратуры в данной сфере сойдёт на нет, как только будут получены распоряжения об активности в других сферах. В принципе, зная нашу историю, можно сделать подобные выводы «не отходя от кассы», но уже очевидно в любом случае, что законодательство в данной сфере необходимо корректировать. А вот куда эта «коррекция» нас приведёт – это уже вопрос дня завтрашнего…

Идея же об использовании Linux в сфере образования отнюдь не нова, но отчасти она не находит сторонников в министерстве образования по причине высоких базовых затрат на подготовку специалистов в сфере Unix-based систем. Например, стоимость подготовки специалиста начального уровня по системе сертификации Red Hat Inc. составляет порядка 800 долларов, что не по карману обычному школьному учителю. Как следствие этого, школьный учитель часто понятия не имеет о тех возможностях, которые заложены в конкретный дистрибутив, установленный на его школьном компьютере, а времени разбираться с этим у него часто просто нет.

В контексте же «дела Поносова» говорить, что «перейдите на пингвина и всё будет хорошо» считаю весьма неправильным и даже вредным для распространения свободного программного обеспечения. Полагаю, что «Linux в школе» – это отдельная тема и непосредственно к «делу Поносова» отношения не имеет.

2 Comments »

  1. Не только учителя страдают, но и системные администраторы, см. http://www.prolinux.ru/about-freedom/no-software-monopoly-free-users/

    Comment by timothy_ha — 03.03.2007 @ 00:17

  2. Интересная ссылочка именно насчёт школы: http://www.altlinux.ru

    Comment by danielsaved — 19.04.2007 @ 16:38

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.

Powered by WordPress